Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.
1. Институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления физического лица умершим присущ далеко не всем государствам. Так, законодательство Франции не допускает возможности объявления лица умершим, что можно исторически объяснить экспансионистской политикой, которая проводилась Францией на протяжении веков, и поэтому, когда бы ни вернулись французские граждане, осваивавшие чужие территории, у них должна быть уверенность, что за ними сохранены все гражданские права, и прежде всего право собственности. Право Великобритании и США также не знает института признания лица безвестно отсутствующим. Поэтому в этих странах возможны лишь в рамках судебного производства по конкретному делу признание безвестного отсутствия или установление презумпции смерти, имеющие значение только для рассматриваемого дела, но не для иных отношений.
Кодекс Бустаманте, принятый на VI Панамериканской конференции в 1928 г. и являющийся наиболее удачной кодификацией коллизионных норм, также не упоминает о признании лица умершим или безвестно отсутствующим, однако содержит иную категорию - "презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц" и устанавливает, что презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств иного регулируется личным законом умерших в отношении их наследства (ст. 29).
2. В то же время в других государствах имеются специальные нормы, а в ряде случаев и отдельные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующего лица умершим, например в Австрии, Германии, Италии, Китае. Однако в странах, где этот институт существует, основания признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим весьма различаются друг от друга. Так, по законодательству КНР гражданин может быть объявлен безвестно отсутствующим, если его место пребывания неизвестно в течение двух лет, и объявлен умершим при наличии одного из указанных обстоятельств: место пребывания гражданина неизвестно в течение четырех лет или место пребывания гражданина неизвестно вследствие непредвиденных обстоятельств, со времени которого прошло два года (ст. ст. 20, 23 Общих положений гражданского права КНР).
3. В мировой практике сложилось два основных подхода при определении права, подлежащего применению при признании лица безвестно отсутствующим и при объявлении лица умершим, если эти отношения осложнены иностранным элементом.
В большинстве государств (Германия, Австрия, Венгрия, Италия и др.) применяется личный закон лица, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим. Так, законодательство Германии устанавливает, что "объявление умершим, установление факта смерти и даты смерти, а также презумпция нахождения лица в живых и презумпция его смерти регулируются правом государства, гражданином которого являлся безвестно отсутствующий в то последнее время, когда, по имеющимся сведениям, он был еще жив. Если безвестно отсутствующий в этот момент являлся гражданином иностранного государства, он может быть объявлен умершим согласно германскому праву, при условии что для этого имеется юридически обоснованный интерес" (ст. 9 Вводного закона к ГГУ).
Второй подход, предусматривающий применение права страны суда (lex fori), присущ Швейцарии, Лихтенштейну, Литве и другим государствам. Именно он получил закрепление в российском частном праве, содержащем одностороннюю коллизионную норму: признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняется российскому праву. Это означает, что дела такой категории относятся к юрисдикции российских судов. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим относятся к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства. Подсудность таких дел является исключительной; они рассматриваются в судах по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица (ст. 276 ГПК). При рассмотрении таких дел обязательно участие прокурора.
4. Минская конвенция 1993 г. по-иному решает вопрос о применяемом праве при признании физического лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим.
Статья 25 указанной Конвенции гласит:
"1. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц - учреждения юстиции по последнему месту жительства лица.
2. Учреждения юстиции каждой из Договаривающихся Сторон могут признать гражданина другой Договаривающейся Стороны и иное лицо, проживающее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой Договаривающейся Стороны.
3. При рассмотрении дел о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим и дел об установлении факта смерти учреждения юстиции Договаривающихся Сторон применяют законодательство своего государства".
В отличие от Минской конвенции 1993 г. коммент. ст. не содержит положений о применяемом праве при установлении факта смерти, относящегося также к делам особого производства. В юридической литературе предлагается к данной категории дел применять коммент. ст. в порядке аналогии закона.
Если у вас возникли вопросы по статье 1200 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.