Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.
1. Под исковой давностью понимаются не только продолжительность сроков для судебной защиты права и возможность их изменения по соглашению сторон, но и порядок исчисления; допустимость приостановления, перерыва и восстановления; последствия истечения сроков исковой давности. Приведенный перечень носит здесь примерный и неисчерпывающий характер. Различия возможны в зависимости от применимого права. По таким же правилам определяется и вопрос о требованиях, на которые исковая давность не распространяется. Следует, однако, отметить, что, по мнению ряда исследователей, отечественные нормы о бессрочном характере требований о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ (за исключением предусмотренных законом случаев) и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, относятся к особо значимым нормам российского законодательства, которые преобладают над предписаниями применимого иностранного статута исковой давности (п. 1 ст. 1192 ГК).
2. Стороны договора могут избрать по соглашению между собой право, которое следует применять к их правам и обязанностям по договору (ст. 1210 ГК). В этом случае избранным сторонами правом будет определяться и исковая давность. Части сделки могут регулироваться разным правом (п. 4 ст. 1210 ГК), поэтому вопрос об исковой давности следует разрешать применительно к конкретным правоотношениям в рамках сделки.
3. Постольку, поскольку нормы об исковой давности, предусмотренные правом, подлежащим применению к соответствующему отношению, являются императивными, стороны не вправе предусмотреть, что только вопросы исковой давности как "отдельная часть сделки" (п. 4 ст. 1210 ГК) регулируются правопорядком, иным, чем материальный статут собственно правоотношения.
4. Следует учитывать, что ряд международных договоров Российской Федерации содержат материально-правовые либо коллизионные предписания относительно исковой давности. В этих случаях должны применяться нормы соответствующих международных договоров, а правила ст. 1208 применяются лишь субсидиарно, по вопросам, не решенным в международном соглашении (п. 3 ст. 1186 ГК).
5. Регулированию исковой давности традиционно уделяется внимание в международных договорах в сфере транспорта. Однако эти положения не носят всеобъемлющего характера - они решают отдельные вопросы исковой давности, касаются главным образом продолжительности и начала исчисления сроков. По остальным вопросам в этих договорах могут содержаться коллизионные нормы. Так, в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), установлен срок исковой давности в два года с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки и указано, что "правила исчисления срока определяется законом суда, рассматривающего дело" (п. 2 ст. 29 ГК). Таким образом, под действие lex fori подпадают практически все вопросы исковой давности, не решенные в самой Конвенции, - исчисление, перерыв, приостановление, восстановление. Формулировки ст. 29 Варшавской конвенции 1929 г. дословно воспроизведены в ст. 35 Монреальской конвенции 1999 г. "Об унификации определенных правил международной воздушной перевозки" (Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air (Montreal, 28 May 1999)), в которой Россия пока не участвует.
Положения об исковой давности содержатся в ст. ст. 62 - 65 Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2009 г. (Роттердамские правила // http:// www.uncitral.org/ pdf/ russian/ texts/ transport/ Rotterdam_Rules/ 09-85610_Ebook.pdf). Конвенция устанавливает общий срок давности в два года с момента передачи груза получателю или истечения срока доставки и содержит обширное регулирование вопросов давности для производных исков. Конвенция применяется, в случае если хотя бы одно из следующих мест - пункт отправления или назначения, порт погрузки или выгрузки находится в государстве - участнике Конвенции.
Конвенция о договоре международной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 г.) содержит в ст. 32 предписания относительно продолжительности и порядка исчисления сроков давности по договорам автомобильной перевозки (ст. 32). Общий срок исковой давности установлен в один год, а для умышленных нарушений - три года. По вопросам продления срока исковой давности коллизионная норма отсылает к праву суда, рассматривающего дела.
Есть подобные нормы и в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС), других актах о международных перевозках по железной дороге.
6. Есть подобные положения и в других международных договорах Российской Федерации. Например, в Брюссельской конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. предусмотрено погашение права на возмещение этого ущерба, "если иск не будет предъявлен... в течение трех лет со дня причинения ущерба", но не более "шести лет со дня, когда произошел инцидент, причинивший ущерб" (ст. VIII).
Коллизионные нормы содержатся в Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, от 7 июня 1930 г. (ст. 5) (сроки на предъявление иска в порядке регресса).
В силу Брюссельской конвенции о столкновении судов 1910 г. (ч. 3 ст. 7) и Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (п. 3 ст. 16) право страны суда применимо не ко всем вопросам исковой давности, а лишь к вопросам приостановления и перерыва исковой давности. По иным вопросам следует выбирать применимое право в порядке ст. 1208.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Женевской конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КПДГ, известная также как CMR/ЦМР) срок исковой давности составляет один год со дня сдачи груза к перевозке. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому рассматривающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку (т.е. в Российской Федерации - вине в форме умысла), срок устанавливается в три года. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (1951) устанавливает общий срок исковой давности, равный девяти месяцам.
Согласно Афинской конвенции о перевозках морем пассажиров и их багажа (1974) к любому требованию о возмещении ущерба, причиненного смертью пассажира, нанесением ему телесного повреждения либо утратой или повреждением багажа, применяется срок исковой давности в два года. Статья 16 Афинской конвенции устанавливает специальные правила относительно начала течения сроков для разных видов требований.
7. Россия не участвует в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. Вместе с тем если в качестве применимого права (статута) договора международной купли-продажи выбор падает на право государства, ратифицировавшего Протокол 1980 г. к Конвенции, подлежат применению не нормы национального законодательства, а положения Конвенции и соответственно четырехлетний срок исковой давности. Дело в том, что Протоколом 1980 г. предусмотрена имплементация положений Конвенции как части национального права соответствующего иностранного государства. В редакции Конвенции с поправками, внесенными Протоколом 1980 г., участвуют 19 государств: Аргентина, Беларусь, Куба, Чехия, Египет, Гвинея, Венгрия, Либерия, Мексика, Молдова, Парагвай, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Уганда, США, Уругвай, Замбия; Словакия, США и Чехия при присоединении к Конвенции сделали оговорку о том, что не будут применять Конвенцию к контрактам сторон, коммерческие предприятия которых находятся в государствах, не участвующих в Конвенции.
Если у вас возникли вопросы по статье 1208 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.