1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Будучи равноправными субъектами гражданских правоотношений, государственные и муниципальные образования выступают в данном качестве носителями субъективных гражданских прав (имущественных и личных неимущественных) и обязанностей, составляющих содержание соответствующего правоотношения, а также гражданско-правовой ответственности.
От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований гражданские права и обязанности приобретают соответственно федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках закрепленной за ними компетенции.
Система федеральных органов государственной власти установлена Конституцией РФ и включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные органы судебной власти. Исходя из конституционного принципа разделения властей, за Правительством РФ закреплен статус высшего федерального органа исполнительной власти, а исходя из природы исполнительной власти, именно ее органы реализуют правомочия государства как участника гражданских правоотношений.
Статус Правительства РФ регламентирован Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а система федеральных органов исполнительной власти и их компетенция устанавливаются Президентом РФ.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").
В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Как и аналогичные федеральные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, как правило, уполномочены выступать в гражданских правоотношениях от имени соответствующего субъекта РФ и приобретать для него имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования определяются как вопросы местного значения. Полномочия по решению этих вопросов возлагаются на органы местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (статья 34 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления").
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (пункт 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона), реализуя тем самым гражданскую правосубъектность муниципального образования и приобретая соответствующие права и обязанности.
Если у вас возникли вопросы по статье 125 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.