1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
2. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.
1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен праву доступа к оригиналу произведения изобразительного искусства.
Право доступа упомянуто в ст. 1226 ГК РФ, где оно отнесено не к категории исключительных прав и не к категории личных неимущественных прав, а к третьей категории интеллектуальных прав - "иные права".
О понятии оригинала произведения см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.
2. Право доступа принадлежит только автору, а не его правопреемникам (и не наследникам). Введение права доступа объясняется двумя причинами.
Во-первых, автор имеет право еще раз осмотреть свое произведение, что вдохновит его на создание новых произведений, в частности авторских повторов, и чтобы закрепить свое впечатление - воспроизвести оригинал.
Во-вторых, автор вправе копировать свое произведение, которое ранее либо вовсе не копировалось, либо хотя и копировалось, но ранее созданные копии неполно или неверно отражают оригинал. В этих пределах и для удовлетворения этих интересов автора и введено право доступа.
3. Хотя в данной норме указывается, что требование о праве доступа автор может предъявить к собственнику, под собственником следует понимать также и иного владельца, у которого оригинал находится в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в аренде или в безвозмездном пользовании (музей, картинная галерея и т.п.). Именно к такому владельцу автор может предъявлять соответствующие требования.
В свою очередь, собственник (владелец) оригинала вправе запретить такие способы воспроизведения оригинала, которые могут нанести ему ущерб (механически-контактное копирование, воздействие яркого света или высокой температуры).
Собственник (владелец) вправе также потребовать возмещения своих расходов, связанных с обеспечением доступа к оригиналу произведения.
4. Нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи, предоставляют автору произведения архитектуры право потребовать от собственника здания или сооружения (являющегося экземпляром произведения архитектуры) допустить его к этому зданию или сооружению для того, чтобы можно было осуществить фото- или видеосъемку этого объекта.
Указанное право автора прямо не названо в данном пункте правом доступа; оно отличается по своему содержанию от права доступа, установленного п. 1 комментируемой статьи.
О понятии "собственник" см. п. 3 комментария к данной статье.
Предусмотренное в п. 2 комментируемой статьи право автора относится только к произведениям архитектуры; оно не распространяется на произведения градостроительства и садово-паркового искусства.
Хотя в п. 2 употреблено выражение "оригинал произведения", термин "оригинал" не имеет того значения, которое придается ему в сфере изобразительного искусства (см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ).
Право автора получить доступ к своему зданию или сооружению ограничено тем, что при этом может осуществляться лишь фото- и видеосъемка.
Копирование "от руки" и другие способы воспроизведения не предусмотрены.
Собственник (владелец) здания или сооружения имеет право требовать возмещения своих расходов, связанных с осуществлением автором своего права.
Нормы, содержащиеся в п. 2, сопровождаются оговоркой "если договором не предусмотрено иное". О каком договоре идет речь, становится ясным из ст. 1294 ГК РФ.
Если у вас возникли вопросы по статье 1292 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.