1. Патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения (открытая лицензия).
В этом случае размер пошлины за поддержание патента в силе уменьшается на пятьдесят процентов начиная с года, следующего за годом публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии.
Условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, сообщаются в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который в официальном бюллетене публикует за счет патентообладателя соответствующие сведения об открытой лицензии. Патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии.
2. По истечении двух лет со дня публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии патентообладатель вправе подать в указанный федеральный орган ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии.
Если до отзыва открытой лицензии никто не изъявил желание использовать селекционное достижение, патентообладатель обязан доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере.
Если до отзыва открытой лицензии были заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии, лицензиаты сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров. В этом случае патентообладатель обязан уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии.
Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публикует в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии.
Комментируемая статья определяет правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение - возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. Подобное регулирование содержалось в ст. 19 "Открытая лицензия" Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но оно претерпело изменения, унифицирующие правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение с правовым режимом открытой лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец, определенным в ст. 1368 комментируемой части.
В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. При этом часть 3 данного пункта предусматривает, что условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, подлежат сообщению в указанный федеральный орган, на который возлагается обязанность опубликовать за счет патентообладателя в официальном бюллетене соответствующие сведения об открытой лицензии. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.
Часть 3 п. 1 комментируемой статьи также закрепляет обязанность патентообладателя заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии. Такой лицензионный договор согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части должен предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).
Ранее положениями ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях в рамках подобного регулирования устанавливались несколько иные правила. Так, в части 1 указанной статьи предусматривалось, что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Госсортокомиссии заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Часть 2 указанной статьи устанавливала, что Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении открытой лицензии с указанием размера платежей.
В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено уменьшение при подаче патентообладателем в Минсельхоз России заявления об открытой лицензии размера пошлины за поддержание патента в силе на 50% начиная с года, следующего за годом публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. Тем самым воспроизведено с терминологическими изменениями положение ч. 3 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Вопросы уплаты пошлины за поддержание патента в силе урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.
Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют отзыв открытой лицензии. Эти положения в большей своей части являются нововведениями - в части 4 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось лишь то, что по заявлению патентообладателя и при условии согласия всех владельцев открытой лицензии Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о прекращении действия открытой лицензии.
Частью 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в Минсельхоз России ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии. Это право предоставляется патентообладателю по истечении двух лет со дня публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. При отзыве лицензии лицензиаты по лицензионным договорам, заключенным на условиях открытой лицензии, в силу прямого указания в ч. 3 данного пункта сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров.
В положениях ч. ч. 2 и 3 данного пункта также регламентирована уплата пошлины за поддержание патента при отзыве открытой лицензии. Эта регламентация зависит от того, были ли заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии: при отсутствии таких договоров, т.е. в случае, если никто не изъявил желание использовать селекционное достижение (при изъявлении такого желания заключение соответствующего договора обязательно в силу ч. 3 п. 1 статьи), на патентообладателя возлагаются обязанности доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере; в случае заключения таких договоров на патентообладателя возлагается обязанность уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии.
Часть 4 п. 2 комментируемой статьи обязывает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публиковать в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии. В отличие от ч. 3 п. 1 данной статьи, предусматривающей опубликование сведений об открытой лицензии, при этом не идет речь о том, что публикация осуществляется за счет патентообладателя. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.
Если у вас возникли вопросы по статье 1429 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.