1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Комментируемый параграф посвящен праву на товарный знак и праву на знак обслуживания. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания в основном восприняты из Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (обозначается в настоящем комментарии как Закон 1992 г. о товарных знаках), подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав. Также следует упомянуть о том, что существовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 "О товарных знаках и знаках обслуживания" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.
Примечательно, что в указанный Закон 1992 г. о товарных знаках внесено большое количество изменений Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1>, в пояснительной записке к проекту которого указывалось, что он подготовлен с учетом положений Соглашения ТРИПС, а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Россия, в частности: Парижской конвенции; Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10 июня 1997 г.; Договора о законах по товарным знакам, принятого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.
В пункте 3.4 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что современные условия экономического развития страны требуют дальнейшего совершенствования регулирования отношений, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров; прежде всего это касается уточнения положений ГК РФ, посвященных основаниям для отказа в государственной регистрации товарного знака, чтобы такая регистрация не могла явиться причиной введения потребителей в заблуждение.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что изменения в отношении правовой охраны товарных знаков в основном коснулись ст. 1483 комментируемого параграфа, устанавливающей основания для отказа в государственной регистрации товарного знака; они направлены на уточнение требований, предъявляемых к регистрируемому товарному знаку в части так называемых абсолютных оснований для отказа, а также на предотвращение введения в заблуждение потребителей; кроме того, предусмотрено законодательное закрепление практики публикации Роспатентом сведений о заявках на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров (ст. ст. 1493 и 1522), что обеспечивает большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом.
Комментируемая статья, открывающая подпараграф с основными положениями о праве на товарный знак и праве на знак обслуживания, содержит общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания.
В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (свидетельству на товарный знак посвящена ст. 1481 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка), а также определено понятие товарного знака - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Ранее ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), содержавшая общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания, определяла лишь то, что товарный знак и знак обслуживания (при этом вводилось обозначение "товарный знак") - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (при этом вводилось обозначение "товары") юридических или физических лиц.
Пункт 2 комментируемой статьи распространяет действие правил ГК РФ о товарных знаках на знаки обслуживания, а также определяет понятие знаков обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Как говорилось выше, ранее в ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках давалось единое определение товарного знака и знака обслуживания. Правило же о применении к знакам обслуживания правил о товарных знаках следовало из того, что в указанной статье вводилось единое обозначение "товарный знак" для товарного знака и знака обслуживания.
Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье в отличие от Закона 1992 г. о товарных знаках речь идет об индивидуализации только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. не говорится о гражданах, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, в комментируемой статье не говорится о публично-правовых образованиях - России, субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Различие между работами и услугами следует из сравнения понятий договора подряда и договора возмездного оказания услуг, определенных соответственно в п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 779 части второй ГК РФ: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его; по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Если у вас возникли вопросы по статье 1477 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.