1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.
2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.
Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.
Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.
1. К моменту написания настоящего комментария в России признаны общеизвестными всего около 100 товарных знаков, в то время как число "обычных" товарных знаков, ежегодно регистрируемых в России на основе национальной регистрации и международной регистрации, приближается к 50 тыс. Общеизвестные товарные знаки появляются редко, но значение каждого из них очень велико.
2. Как следует из абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, обозначение, в том числе уже зарегистрированное как товарный знак, может быть признано общеизвестным товарным знаком по решению Роспатента.
Это решение принимается по заявлению лица, которое полагает, что используемое им обозначение является фактически общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Роспатент рассматривает это заявление и выносит по нему решение (п. 1 ст. 1509 ГК РФ).
3. Как можно понять из абз. 1 п. 1, обозначение является общеизвестным в России товарным знаком, если оно в результате его интенсивного использования стало широко известным в России среди соответствующих потребителей в качестве обозначения товаров заявителя.
4. Очевидно, что упомянутое "интенсивное использование" должно осуществляться заявителем и (или) партнерами заявителя; в любом случае это обозначение у соответствующих потребителей должно вызывать ассоциации с товарами именно этого заявителя.
5. В комментируемой норме не указывается, где, на какой территории должно осуществляться это "интенсивное использование" - в России, за рубежом или и в России, и за рубежом. Очевидно, это не имеет значения - главное, чтобы в результате "интенсивного использования" товарный знак получил широкую известность в России.
Понятие "интенсивное использование" может пониматься по-разному: это может быть широкое использование, длительное использование и т.п.
6. Большой интерес представляет упоминание о дате, указываемой в заявлении, на которую данное обозначение стало общеизвестным. Это не обязательно дата подачи заявления, это та дата, которую указывает заявитель и утверждает: "На эту дату мое обозначение стало в России общеизвестным товарным знаком. Прошу признать это".
7. Обозначение, которое указано в заявлении, может уже быть зарегистрировано в России как "обычный" (необщеизвестный) товарный знак либо по национальной процедуре, либо в соответствии с международным договором Российской Федерации, т.е. по процедуре Мадридского соглашения о международной регистрации знаков или по процедуре Протокола к Мадридскому соглашению. О международной регистрации см. п. 4 комментария к ст. 1483 ГК РФ.
Однако такая регистрация не является обязательной для подачи указанного заявления и для вынесения положительного решения: возможна подача заявления и на "обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации".
Следует считать, что в данном случае "использование" не обязательно должно иметь место на территории России (см. также п. 5 комментария к данной статье).
8. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрен один случай, когда обозначение, заявленное в качестве общеизвестного товарного знака, не может быть признано общеизвестным несмотря на то, что оно отвечает всем признакам, указанным в абз. 1 п. 1: если на ту дату, когда это обозначение стало общеизвестным, другое лицо подало заявку на регистрацию в качестве товарного знака аналогичного или сходного с ним до степени смешения обозначения для использования в отношении тех же или однородных товаров с более ранним приоритетом и до или после той даты, когда заявленное обозначение стало общеизвестным, это обозначение другого лица было зарегистрировано как товарный знак.
Здесь есть прямая аналогия с нормой, содержащейся в абз. 1 - 4 п. 6 ст. 1483 ГК РФ: более ранняя заявка или более ранняя регистрация товарного знака на имя другого лица препятствуют последующей регистрации (здесь: препятствуют признанию обозначения общеизвестным товарным знаком).
9. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи если заявленное обозначение отвечает требованиям, установленным в п. 1, то оно признается общеизвестным товарным знаком и ему предоставляется правовая охрана, предусмотренная для [обычных, необщеизвестных] товарных знаков.
Следует считать, что роль даты приоритета общеизвестного товарного знака играет указанная в решении Роспатента дата, на которую общеизвестный товарный знак стал широко известен в России.
Общеизвестный товарный знак, как вытекает из п. 1, признается в отношении определенного перечня товаров.
10. Поскольку товарный знак может быть признан общеизвестным при наличии ранее полученной обычной [необщеизвестной] регистрации этого же товарного знака, причем о судьбе этой обычной регистрации в случае признания товарного знака общеизвестным в ГК РФ ничего не указывается, следует считать, что указанная обычная регистрация сохраняет свою силу.
Возможность отчуждения исключительного права по этой обычной регистрации будет ограничена в связи с наличием нормы, содержащейся в п. 2 ст. 1488 ГК РФ.
11. В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что "предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на товарный знак".
Следует полагать, что смысл этой нормы состоит в том, что если обозначение признано общеизвестным товарным знаком, то на этот знак возникает исключительное право, аналогичное тому, которое действует в отношении обычного товарного знака (ст. 1484 ГК РФ), но имеющее некоторые особенности. Они указаны в ст. 1508, 1509, 1512, 1513 и 1514 ГК РФ.
12. Следует считать, что исключительное право на общеизвестный товарный знак возникает с той даты, когда этот товарный знак превратился в общеизвестный. Эта дата указывается в заявлении (п. 1 ст. 1508 ГК РФ); очевидно, она указывается и в решении Роспатента о признании обозначения общеизвестным товарным знаком.
Поскольку сведения о возникновении этого исключительного права становятся доступны третьим лицам только с даты официальной публикации об этом (п. 4 ст. 1509 ГК РФ), следует считать, что ответственность третьих лиц за нарушения исключительного права на общеизвестный товарный знак до даты упомянутой официальной публикации может наступать лишь при наличии их вины (ст. 1064 ГК РФ; см. также п. 6 - 9 комментария к ст. 1250 ГК РФ).
13. Отчуждение исключительного права на общеизвестный товарный знак ограничивается нормой, содержащейся в п. 2 ст. 1488 ГК РФ.
14. Абзац 3 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Это не исключает возможности прекращения действия этой правовой охраны (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 1512, подп. 3, 4, 5 и 6 п. 1, п. 2 и п. 3 ст. 1514 ГК РФ).
15. Пункт 3 данной статьи содержит норму, в соответствии с которой исключительное право на общеизвестный товарный знак может распространять свое действие и на другие товары, не однородные с теми, в отношении которых он был признан общеизвестным.
Это имеет место в том случае, "если использование другим лицом [или - другими лицами] общеизвестного товарного знака [очевидно, включая и обозначения, сходные с ним до степени смешения] будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на товарный знак и может ущемить законные интересы такого [очевидно - "этого"] обладателя".
Следует полагать, что владелец общеизвестного товарного знака, заявляющий о распространении действия своего исключительного права на товары, которые не являются однородными с товарами, указанными им в заявлении и в принятом по заявлению решении, должен доказать, что использование его общеизвестного товарного знака для этих товаров третьим лицом, во-первых, будет ассоциироваться с ним, обладателем исключительного права на товарный знак, и, во-вторых, ущемит его законные интересы.
См. также подп. 4 п. 2 ст. 1512 ГК РФ и п. 13 комментария к ст. 1512 ГК РФ.
Об однородных товарах см. п. 11 комментария к ст. 1484 ГК РФ.
Если у вас возникли вопросы по статье 1508 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.