1. Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
2. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
3. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
1. Комментируемая статья устанавливает обязанность покупателя (получателя) принять товары, поставленные (переданные) в соответствии с условиями договора, а также осмотреть их, проверить количество и качество принятых товаров.
Срок для осмотра и совершения покупателем действий, связанных с принятием, определяется договором. Если срок не установлен в договоре, то согласно п. 2 статьи осмотр, проверка качества и количества принятых товаров должны быть совершены в срок, установленный законом, иными правовыми актами либо обычаями делового оборота.
2. Порядок проверки качества принятых товаров может определяться в договоре путем включения в него соответствующих условий о проверке либо указания документов по стандартизации (технических регламентов, стандартов организаций и др.), устанавливающих порядок проверки. Если такой порядок предусмотрен обязательными требованиями технических регламентов, покупатель должен осуществлять проверку качества в соответствии с этими требованиями (см. коммент. к ст. ст. 469, 474).
3. Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 18). Инструкции были приняты в 1965 - 1966 гг., когда действовали Особые условия поставки и иные нормативные акты о поставках и о юридических лицах. Поэтому применение норм инструкций затруднительно, а в ряде случаев невозможно. Сторонам целесообразнее условия о порядке и сроках приемки товаров по количеству и качеству предусматривать в договоре.
4. Судебная практика признает необходимым оценивать представленные покупателем (получателем) доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением сопроводительных документов и условий договора об их количестве и качестве, даже если договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 18).
5. В п. 2 статьи предусмотрена обязанность покупателя письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или о недостатках товаров.
Когда приемку товаров от поставщика или перевозчика осуществляет непосредственно получатель товара, обязанность проверить его количество и качество и направить уведомление о выявленном несоответствии лежит на получателе, о чем имеется прямое указание в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи. Можно полагать, что соответствующее уведомление о выявленных недостатках товара должно быть направлено также его изготовителю, а о недостаче - грузоотправителю.
Если уведомление не направлено, наступают последствия, предусмотренные ст. 483 (см. коммент. к ней). Статья 483 предписывает направить извещение в разумный срок. Комментируемая статья устанавливает обязанность покупателя направить извещение (уведомление) о выявленном несоответствии незамедлительно после обнаружения. Термин "незамедлительно" можно трактовать как немедленно после осмотра или проверки при обнаружении несоответствия товара условиям договора либо в кратчайший технически возможный срок.
Когда договором предусмотрена обязанность покупателя (получателя) составить акт о недостаче или о ненадлежащем качестве, то акт приемки направляется поставщику.
6. В п. 3 статьи установлена обязанность покупателя (получателя) при получении товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять товары в порядке, предусмотренном транспортными уставами.
Во всех случаях обнаружения утраты и (или) повреждения товаров при перевозке или несоответствия фактически полученного количества товарно-сопроводительным документам покупатель должен потребовать от перевозчика составления коммерческого акта и при наличии достаточных оснований предъявить к нему претензию.
Судебная практика признает, что, если при разрешении спора выяснилось, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность не может быть возложена на поставщика. Вместе с тем судебная практика допускает, что ответственность может быть возложена на поставщика, если имеются доказательства, подтверждающие, что причиной несохранности товара явились его противоправные действия. При этом поставщик может быть привлечен к ответственности независимо от предъявления покупателем претензии к перевозчику (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 18).
Из ч. 3 ст. 38 АПК вытекает возможность предъявления альтернативного требования и к поставщику, и к перевозчику. Иск в этом случае предъявляется по месту нахождения перевозчика, т.е. установлена исключительная подсудность.
Если у вас возникли вопросы по статье 513 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.