1. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
2. Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.
4. В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
1. Государственный контракт заключается на основании либо заказа государственного заказчика, принятого поставщиком (исполнителем), либо заявки поставщика, представленной им на участие в конкурсе и выигравшего конкурс, т.е. на основе свободного волеизъявления поставщика. Исключение составляют случаи, когда поставщик обязан принять заказ. Вместе с тем нормативные акты о размещении заказов на торгах предусматривают обязанность государственного заказчика заключить договор с победителем конкурса. Таким образом, при конкурсном размещении заказов основанием заключения договора является признанная выигравшей заявка поставщика, представленная в соответствии с требованиями государственного заказчика, проводившего торги, т.е. в соответствии с его заказом. Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса государственные заказы должны размещаться на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами.
2. Законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают обязанность отдельных категорий юридических лиц заключить государственный контракт. Однако необходимым условием для выполнения этой обязанности согласно п. 2 статьи служит принятие государственным заказчиком на себя обязанности возместить поставщику все убытки, которые могут быть причинены выполнением такого заказа. Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.
Закон о поставках обязывает заключить контракт на поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и казенные предприятия.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве обязанность заключить государственный контракт возложена не только на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но и на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.
Наиболее широко трактуется обязанность поставщика принять заказ и заключить государственный контракт (договор поставки) на выполнение оборонного заказа. В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается с головным исполнителем оборонного заказа, а последний заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов, необходимых для обеспечения выполнения оборонного заказа. Если по конкурсу головной исполнитель (исполнитель) не определялся, то оборонный заказ обязаны принять организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также государственные унитарные предприятия независимо от того, доминируют ли эти предприятия на рынке определенного товара. Однако обязанность принять оборонный заказ возникает при условии, если он обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.
3. Понятие организации - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, предусмотрено ст. 4 Закона о конкуренции. Для установления доминирующего положения используются два критерия: принадлежащая хозяйствующему субъекту доля на рынке и наличие возможности оказывать решающее влияние на условия обращения товаров на рынке и на конкуренцию. При доле на рынке 65% доминирующее положение хозяйствующего субъекта презюмируется, а при доле, не превышающей 35%, - исключается. В пределах от 35 до 65% доминирующее положение устанавливается антимонопольными органами на основании анализа конкурентной среды. Организации с долей на рынке более 35% включаются в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Формируют и ведут реестр Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления. Реестр служит источником информации при применении нормы, обязывающей организацию, доминирующую на рынке определенного товара, принять заказ на поставку этого товара для государственных нужд.
4. Иначе решается вопрос об основаниях заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Таким основанием служит извещение стороны государственного контракта - государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику (см. подробнее коммент. к ст. 529).
5. Размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, предшествующее заключению государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд), осуществляется в порядке, установленном Законом о конкурсах на размещение заказов.
Первоначально организатором конкурса проводится квалификационный отбор для выявления поставщиков, которые допускаются к конкурсу. От них требуются наличие необходимых профессиональных знаний, опыт и положительная репутация. Заказчик при этом оценивает комплект квалификационной документации, предоставленной поставщиком.
Закон в качестве наиболее предпочтительного способа называет процедуру по размещению заказов на закупку (поставку) товаров для государственных нужд путем проведения открытого конкурса. Возможен и закрытый конкурс, когда круг поставщиков в силу технической сложности товаров ограничен или когда предметом поставки являются товары для нужд обороны и безопасности государства. При проведении закрытого конкурса приглашение принять в нем участие направляется каждому поставщику.
После квалификационного отбора для проведения открытого конкурса поставщики подают заявки на участие в нем.
Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе. Победителем открытого конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров для государственных нужд.
Письменное уведомление о признании победителем конкурса в 3-дневный срок направляется поставщику и является основанием для заключения государственного контракта.
Поставщики и иные заинтересованные лица в соответствии с ГК и ст. 24 Закона о конкурсах на размещение заказов вправе обжаловать в судебном порядке решение, принятое организатором конкурса, также как и решение конкурсной комиссии.
Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд на основании торгов заключаются по правилам, установленным ст. ст. 528 и 529 ГК. Закон о конкурсах на размещение заказов не содержит норм о порядке и сроках заключения государственных контрактов либо договоров поставки с покупателями, определенными государственным заказчиком.
6. Государственным заказчиком в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о поставках могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв - также и иные федеральные органы исполнительной власти.
По Закону об оборонном заказе государственным заказчиком может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.
Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать полномочия на заключение государственного контракта (договора поставки) другим лицам.
Если у вас возникли вопросы по статье 527 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.