1. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
2. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 - 534).
1. Комментируемая статья не дает полного определения понятия договора контрактации, а лишь устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи. К ним относятся: состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара. В статье употребляется термин не "товар", а "сельскохозяйственная продукция". Под ней обычно понимают выращенную (произведенную) продукцию, не подвергшуюся переработке.
Ранее в ГК 1964 вообще отсутствовало определение понятия договора контрактации. Он рассматривался как самостоятельный тип договора и регулировался подзаконными актами - Положением о порядке заключения и исполнения договора контрактации и типовыми договорами. Эти акты не должны применяться к отношениям по договорам, заключенным после 01.03.96.
Сторонами договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителем может быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в т.ч. глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК). Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо переработки. В первом случае это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (покупкой, закупкой) сельскохозяйственной продукции, во втором - промышленная организация и индивидуальный предприниматель (например, шерстемоющая, льнообрабатывающая организация либо изготовитель сыра, сметаны, масла). Из определения сторон договора вытекает и цель покупки (контрактации) - использование сельскохозяйственной продукции в предпринимательской деятельности или для иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением. Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским.
Другое отличие договора контрактации от договора поставки (иных видов купли-продажи) заключается в особенностях контрактуемого товара и, тем самым, в сущности самой контрактации. Такие особенности заключаются в следующем: во-первых, это будущие товары, которые еще подлежат выращиванию (зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.); во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства (обработкой почвы, посевом, уборкой) и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя (засуха, непредвиденные размеры половодья и т.д.). Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и момент его исполнения не только не совпадают, но и значительно отдалены во времени. Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не всегда может быть выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева.
2. Нормы комментируемой статьи, как и иных статей § 5 гл. 30, закрепляют приоритетный режим для продавца сельскохозяйственной продукции, проявляющийся в праве требовать от покупателя получения сельскохозяйственной продукции непосредственно у производителя и вывоза ее своими средствами; возврата отходов от переработки; в установлении, как исключения из общего правила, ответственности продавца только при наличии его вины.
3. Признаки договора контрактации сближают его с договором поставки. Исполнение отдалено во времени от заключения договора. Из договоров возникают длящиеся отношения. Сторонами договора являются предприниматели, а предметом - как правило, будущие товары. Особенности правового регулирования договора контрактации не столь велики. Это всего четыре статьи. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 535 к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, применяются общие положения о купле-продаже.
Таким образом, с одной стороны, договор контрактации - самостоятельный вид договора купли-продажи, с другой - к нему применимы нормы договора поставки, в свою очередь являющегося самостоятельным видом договора купли-продажи. С учетом принятого соотношения общих и специальных правил стороны при заключении и исполнении договора контрактации сначала применяют правила § 5 гл. 30, затем правила § 3 гл. 30, а при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи, предусмотренные § 1 гл. 30.
Иначе определяется иерархия норм при регулировании контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Сначала применяются нормы о договоре поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК) и Закона о закупках, затем нормы о договоре контрактации (ст. ст. 535 - 538 ГК), а при их отсутствии - соответствующие нормы о договоре поставки (§ 3 гл. 30) и общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30).
4. Условия договора контрактации о количестве определяются в порядке, предусмотренном ст. 465 ГК, об ассортименте - ст. 467 ГК. Однако при этом должны учитываться особенности объекта договора. Так, количество сельскохозяйственной продукции различных наименований, подлежащее передаче, может быть определено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах - наименьшей и наибольшей, т.е. "от и до", и оговорено, что заготовитель (покупатель) - контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре. Такое согласование количества ("от и до") не противоречит ст. 465 ГК, допускающей определение количества не только в единицах измерения или в денежной сумме, но и путем согласования порядка его определения (см. коммент. к ст. 465).
Если у вас возникли вопросы по статье 535 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.