1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
1. Коммент. ст., устанавливая особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков пассажирской перевозки, указывает на то, что при осуществлении такой перевозки имеет значение соблюдение не только ее конечного, но и начального срока. Соответственно, негативные правовые последствия, предусмотренные коммент. ст., наступают как за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, так и за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения.
2. За указанные правонарушения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Например, согласно ст. 120 ВК за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Как установлено в ст. 116 УЖТ, за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.
Поскольку отмеченный штраф является разновидностью неустойки (ст. 330 ГК), то при его взыскании применяются соответствующие правила об указанном способе обеспечения исполнения обязательств (ст. 333 ГК и др.).
3. Взыскание штрафа по п. 1 ст. 795 ГК не является единственным негативным последствием нарушения сроков пассажирской перевозки. Как за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, так и за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения возможно наступление иных правовых последствий, предусмотренных законом и договором. Так, здесь по ст. 15 Закона о защите прав потребителей допустима компенсация морального вреда, причиненного пассажиру. Наряду с этим из-за задержки отправления транспортного средства пассажир имеет право отказаться от перевозки, а перевозчик в таком случае обязан возвратить пассажиру провозную плату в полном объеме.
4. За указанные в коммент. ст. нарушения (задержку или опоздание транспортного средства) перевозчик не отвечает:
- если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы (см. ст. 401 ГК и коммент. к ней), устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика;
- при перевозках в городском и пригородном сообщениях (в любом случае).
Если у вас возникли вопросы по статье 795 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.